Волков Валентин. "Минск 3 июля 1944 г."
ия<empty>
 

История создания Валентином Волковым грандиозного полотна до сих пор полна загадок и легенд

Это только кажется, что легендарной картине с самого начала сопутствовал успех… В постоянную экспозицию Национального художественного музея легендарное полотно вернулось только четыре года назад. До этого почти 30 лет полотно размером 5 метров на 3 метра хранилось в фондах музея, намотанное на барабан.

Волков Валентин. "Минск 3 июля 1944 г."

- Я не один раз писал во все инстанции, чтобы вернуть ее в экспозицию, - рассказывает внук художника Сергей Волков. - Однажды даже получил отписку, мол, денег для реставрации картины нет… Но когда ее в 2005 году сняли с барабана, она оказалась в идеальном состоянии. Ведь дед скрупулезнейшим образом соблюдал технологию живописи, которую ему преподавали в Петербургской академии искусств.

- У Волкова на всех подрамниках были записаны рецепты грунтов, лаков, - подтверждают сотрудники художественного музея.

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЫЛО НЕДОВОЛЬНО СКОРОСТЬЮ РАБОТЫ ВОЛКОВА

Изначально Волков писал «3 июля» для Дома правительства. В архивах сохранились эскизы картины, которая должна быть… росписью одной из стен Дома правительства. Почему художник или правительственные чиновники отказались от этой идеи, сегодня неизвестно. Вообще, несмотря на то, что прошло не так уж много времени, на многие вопросы сегодня ответов нет. К примеру, сколько же лет писалась картина?

Волков Валентин. "Минск 3 июля 1944 г." - Мы ставим последнюю дату - 1945 - 1955 годы, - рассказывает сотрудник музея Ольга Архипова. - Но впервые она была выставлена в 1953 году в Минске. А сам Волков в письмах писал, что работал над ней больше 10-ти лет. В 1955 году она была выставлена в Москве на декаде белорусского искусства.

Но судя по всему, правительство рассчитывало, что картина будет готова гораздо раньше.

- Они считали, что заказ дед выполнит максимум за год. Когда работа затянулась, с него уже готовы были голову снять, дергали постоянно, в мастерскую даже сам Пономаренко (первый секретарь ЦК КПБ. - Авт.)  прибегал. Но дед настаивал, что в таком сыром виде не может картину сдавать.

Фрагмент картины

После выставки в Москве «Минск. 3 июля 1944 года» попала в постоянную экспозицию художественного музея, где выставлялась до 1978 года, потом была выставка во Дворце искусства. Затем полотно оказалось в запасниках музея.

ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ВОЛКОВ УЧАСТВОВАЛ В ВЫСТАВКАХ

Разговоры о том, что Волков начал писать картину еще при немцах (ведь он провел в Минске все три года оккупации), и изображены на ней должны были быть не советские войска, а то, как минчане встречают немецкие танки, идут не один год.

- Никаких доказательств этому нет, - уверена Ольга Архипова. - В Минске в оккупации осталось много художников. Здесь проходили даже художественные выставки. Но после войны очень многих посадили, сослали. В основном тех, кто писал немецкие портреты или получил какие-то награды на тех выставках. Я работала в архивах КГБ - на Волкова там нет никаких данных. А вот на дочек его кто-то донес, что они сотрудничали с немцами. Ирину и Нину сослали в лагеря, Нина там умерла, а Ирина вернулась в Минск в начале 50-х.

- И дед, и отец участвовали в выставках во время оккупации - жить-то надо было, - Сергей Анатольевич родился в Минске в 1942 году. - Хотя вспоминать те годы оба не любили.

Начало войны многих минчан застало врасплох. Далеко не всем удалось уйти из Минска перед наступлением фашистов.

Фрагмент картины- 22 июня мои родители были как все на открытии Комсомольского озера. Когда вернулись домой, отца уже ждал посыльный из ЦК: «Анатолий Валентинович, срочно нужен антифашистский плакат и листовка по поводу начала войны. Папа схватился за голову. Помчался домой, полтора дня, не разгибаясь, работал, не глядя по сторонам. Минск, кстати. В первые дни не бомбили. Сделал плакат в полный размер и листовку и побежал в ЦК. А там никого нет, только бумаги ветром гоняло по коридорам… Он бросился за семьей, но уйти из Минска они не успели. Добежали до Борисова, а там немецкий десант. Кстати, по дороге он обронил все документы, орден, орденскую книжку. Видно, кто-то подобрал их и вернул ему после войны.

- А как выживали в оккупированном Минске?

- Я знаю со слов мамы. В выставках отец и дед выставлялись пейзажами и натюрмортами. В районе нынешнего парка Челюскинцев стояла батарея зенитчиков, состоявшая из чехов. Чехи приносили отцу маленькие фотографии своих детей, и он им писал масляные живописные портреты. А потом почти все эти чехи по очереди сбежали в партизанский отряд Яна Налепки. Кстати, художник Гусев, с которым наша семья жила в одном доме, рисовал партизанам карты. Но это его не спасло от лагеря после войны. Однажды они чуть не попались. Обыски проходили часто, а у Гусева с обратной стороны спинки дивана висел портрет Ворошилова, который он тайком рисовал для партизанского отряда. Если бы его нашли, уничтожили бы весь дом.

- Но как же деду, прожившему три года в оккупации, доверили работу для Дома правительства?

- После освобождения они с отцом прошли так называемую фильтрацию. А многих действительно сослали. Хотя даже я писал в анкетах, что не просто был, а родился на оккупированных территориях. А знаете, после чего дед получил тот заказ? Видели в хронике грандиозный партизанский парад в конце июля 44-го года? Проходил он не у Дома правительства, а за городом. Для трибуны, на которой стояло все руководство, нужен был огромный задник. На том заднике в три или четыре человеческих роста слева стоял партизан, девушка-партизанка. Это панно было нарисовано дедом и папой.

200 ПОРТРЕТОВ С НАТУРЫ

Валентин Волков, художник академической русской школы живописи, и свое самое грандиозное полотно по всем живописным канонам. А это значит, что все персонажи должны быть написаны исключительно с натуры. А их на полотне больше 200!

- Мне лет 7 - 8 было, когда я ему позировала, - вспоминает Зоя Михайловна Довгялло. - Он просил: «Зоечка, зайди». Вот эта девочка с цветами - это я. И папа мой (художник Михаил Довгялло. - Авт.) тоже позировал. На картине он так похож, я  сразу его узнаю. А вообще, Волкову позировала вся улица…

Нарисовал художник на картине и своих родных. Пара, которая протягивает цветы танкистам, - его сын Анатолий с женой. Есть на картине и дочь Ирина, которая позировала ему уже после возращения из лагеря. И последняя (всего Волков был женат четыре раза) жена…

- Я тоже позировал, - признается Сергей Анатольевич. - В картине… моя нога.

С кого рисовал Волков мальчонку, бегущего к танку, неизвестно.

- Мне ногу ставили на подставку, и так я стоял часами. А самого главного танкиста дед писал тоже с конкретного человека, достаточно известного тогда. Правда, имени я не знаю. Но однажды этого человека не было, а деду нужно было в комбинезоне проверить какие-то складки. И тогда несколько дней позировал мой старший двоюродный брат. Он стоял на двух 200-литровых бочках, поставленных друг на друга, а рукой держался за водопроводную трубу. Он потом долго вспоминал, как стоял, боясь пошевелиться, чтобы не загреметь. Кстати, танкист этот долго стоял с букетом цветом, дед с отцом спорили, что у него должно быть в руках. В результате остался автомат, ведь война не закончена…

Сам танк художник рисовал в воинской части в Уручье. А солдат к нему отпускали в мастерскую.

- А правда, что мотоцикл немецкий на картине?

- А какой он может быть? Советских мотоциклов тогда не было. На таком трофейном Цундапе мой тест ездил, который прошел всю войну. Кстати, эту модель взяли за основу для выпуска советских мотоциклов…

К сожалению, большинство лиц на картине сегодня остаются безымянными.

- В 70-е годы, когда картина была в экспозиции, к нам приходили, которые позировали Волкову, - рассказывают сотрудники музея. - Тогда мы их не записывали. А сегодня было бы любопытно узнать их имена.

СТЕНА ДОЛГОВ

- Дед в мастерской углем записывал, кто у него сколько позировал, кому он сколько должен денег. Вся стена была расписана.

- Платил из гонорара?

- Все это делалось в долг. Когда он сдал картину, получил по тем временам астрономическую сумму в 100 тысяч рублей. К этому времени у него было долгов 60 тысяч. Долги он раздал, купил «Победу» за 20 тысяч. Остальные 20 тысяч разошлись по последней родне. Успел купить железный гараж. И денег не осталось.

Любопытно, что в художественном музее называют другую сумму гонорара - 150 тысяч рублей.

КОПИЯ ПОЛОТНА ПРОПАЛА

ФотографияСлухи о том, что Волков написал не одну картину «3 июля», можно объяснить тем, что художник действительно начал писать копию знаменитого полотна.

- За эту картину дед сразу получил звание народного. И через несколько лет начал писать повтор еще большего размера. Она висела в его мастерской на всю стену и была почти вся прописана. Через две недели после его смерти я ушел на три года в армию. Вернулся - ни мастерской деда, ни многих работ… И эта копия тоже пропала.

«Освобождение Багдада» американский художник Сэндоу Бирк написал в 2009 году. Сходство с полотном Волкова очевидно. Правда, вместо романтики и патриотизма на картине американца не скрываемая сатира.

Волков Валентин. «Минск 3 июля 1944 г».
«Освобождение Багдада», Сэндоу Бирк
   
Волков Валентин. «Минск 3 июля 1944 г.».
«Освобождение Багдада», Сэндоу Бирк

- Это своеобразный римейк, - поясняет искусствовед Ирина Стальная. - Подобные вещи в свое время делал Пикассо. Этот прием привлекает зрителя, потому что люди визуально знают какую-то картинку,  а тут она появляется в новом контексте.

http://kp.by/daily/24320.3/512426/

Мишенные установки "Т-Медиа"
 
Стойка СМПУ-3 Модуль "Призма" Установка мишенная "Противник" Модуль "Биатлон"  
Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 Мишенный модуль "Призма" Установка мишенная УМ-2Э "Противник" Мишенный модуль "Биатлон"  
Линейка

 

    Logotype
На страницу "Художники о танках" На главную страницу
Линия