Освобождение. Фильм первый. Огненная дуга | |
Режиссер: Юрий Озеров
Сценаристы: Юрий Бондарев, Юрий Озеров, Оскар Курганов
Оператор: Игорь Слабневич
Художник: Александр Мягков
Производство: Мосфильм при участии АВАНТА-ФИЛЬМ (СФРЮ), ДИНО ДЕ ЛАУРЕНТИС ЧИНЕМАТОГРАФИКА СПА (Италия), ПРФ-ЗФ (По
Год выпуска: 1970-1972
История создания
До постановки киноэпопеи «Освобождение» в советском кинематографе примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времен как: «Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва». Режиссёром-постановщиком новой монументальной кинокартины был утверждён кинорежиссёр Юрий Озеров. Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с Цветаевым, Орловым, Лукиным и остальными героями. Здесь Бондарев использовал уже готовые свои произведения. И прежде всего, «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка — герой Сергея Никоненко). Впоследствии «Батальоны просят огня» (1985) были отдельно экранизированы на ТВ. После того, как обе части были готовы, все трое приступили к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело, а в ходе съёмок претерпевал различные изменения. Непосредственное курирование работы съёмочной группы осуществлялось из ЦК КПСС. С самого начала Озерова предупредили, что о первых двух годах войны не может быть и речи. Картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
Техника и реквизит
Идеологическая установка на создание эпопеи автоматически повлекла за собой огромный бюджет. Хотя картина предусматривалась с участием нескольких европейских социалистических государств, львиную часть этого бюджета предоставил СССР. А затраты действительно были немалыми. И, прежде всего, на костюмы и вооружение. Режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам, была жена Озерова Диляра). Мундир Сталина пошил сам автор настоящих сталинских мундиров. Немецкие мундиры также шили. Каски (для меньшего веса) изготовили из пластмассы на Мосфильме. Там же сделали и немецкие ордена. Все советское обмундирование сохранилось на складах. Так что с ним трудностей не было.
Зато проблема возникла с военным снаряжением. Особенно с немецким. Ни в СССР, ни в ГДР не нашли в нужном количестве необходимых уже для первого фильма «тигров» и «фердинандов». Их пришлось заказать на Львовском ремонтно-механическом заводе, где были изготовлены 10 «тигров» и 8 «пантер». Министр обороны маршал Малиновский добавил ещё сотню отечественных машин, которые перекрасили под немецкие и сняли на заднем плане. Всего же в картине участвовали более 150 танков. Также были изготовлены и некоторые самолёты.
Съёмки проходили почти как настоящие сражения. Оборудовались штабы, прокладывалась связь, кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился режиссёр). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, и она была решена. Всего в съёмках принимали участие более 3000 солдат.
Актёрский состав
Подбор актёров на роли реальных исторических персонажей оказался тоже весьма непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и очень заинтересованно относились к тому, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие на того или иного актёра. Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий.
Михаил Ножкин |
Михаил Ульянов |
Константин Забелин |
Владимир Герасимов |
Анатолий Кузнецов |
Николай Рыбников |
Николай Олялин | Иван Переверзев |
Владимир Самойлов |
Анатолий Ромашин |
Владислав Стржельчик |
Всеволод Санаев |
Василий Шукшин |
Леонид Куравлев |
Бухути Закаридзе |
Алексей Преснецов |
Ангелика Валлер |
Валерий Носик |
Ирина Азер |
Ханньо Хассе |
Фриц Дитц |
Барбара Брыльска |
Альфред Штруве |
Петер Штурм |
От немцев, например, выступал полковник фон Вицлебен, племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года. Всего же здесь действует 51 реальный персонаж. И для каждого подбирался портретный грим, искался соответствующий актёр. Делалось это очень тщательно — здравствующим прототипам было далеко не всё равно, как они выглядят на экране.
Иосиф Сталин
Впервые со времени XX съезда в советском кино перед зрителями предстал Сталин. На эту роль режиссёр пригласил Бухути Закариадзе. Надо сказать, что в сценарии никакого Сталина и не было. Все эти эпизоды Озеров снимал по ночам, на свой страх и риск. Но очень точно уловил все настроения в руководстве и обществе. И оказался прав. Появление генералиссимуса на экране вызвало бурный восторг у значительной части общества, особенно у ветеранов войны, которые на каждом просмотре картины приветствовали экранного вождя аплодисментами и вставали с мест.
Михаил Ульянов (Жуков), Бухути Закариадзе (Сталин) и Владислав Стржельчик (генерал Антонов) в фильме "Освобождение"
(На самом деле, мнение о том, что Сталин появился в «Освобождении» впервые после XX съезда, неверно. Сталин был в кино после XX съезда и раньше - его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах В дни Октября (1958) и На одной планете (1965). И, как ни странно для хрущёвского и брежневского времени, он показан там как положительный герой и близкий друг/соратник Ленина - в полном соответствии с фильмами сталинской эпохи 30-50 годов).
Маршал Георгий Жуков
Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Жукова главным консультантом картины (что, в общем, было вполне оправданно). Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал руководство страны. Причём не только военное, но и партийное. Жукова не утвердили консультантом (им стал предложенный маршалом Штеменко). Тем не менее, Георгий Константинович передал Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок. Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Гречко, Епишева и Штеменко, которые нелицеприятно высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли маршала Жукова в войне. На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение маршала, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра. Он играл её и все последующие годы.
Генерал-лейтенант Андрей Власов
В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов. В то время даже упоминание этого имени было под запретом. Огромной удачей для режиссёра было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с Яковом Сталиным, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что имя его нигде упоминаться не будет. Не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».
На роль Андрея Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино. Театр Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там на одном из спектаклей на актёра обратил внимание один из ассистентов Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но легко гримировался под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве ("Родины солдат"), с Власовым уже никаких проблем не было. Имя его уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.
Адольф Гитлер
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных героев сразу начинал с тех, кто уже их играл раньше. Как раз только что, в 1967 году, актёр ДЕФА Фриц Диц сыграл Гитлера сразу в двух картинах. В том числе, в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но Дицу казалось, что он станет заложником одной роли. Тем более, такой, как Адольф Гитлер. Антифашисту Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в своём театре, ему порядком надоела. С большим трудом удалось уговорить актёра, который продолжил свою гитлериану и в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемой им «Битве за Москву».
Другие актёры
Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых. Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых были в советском прокате) сыграл Отто Скорцени. А итальянец Иво Гаррани, не похожий на дуче внешне, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Штауффенберга сыграл Альфред Штруве. Его же и пригласили в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР Ханньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие. В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Игнацы Маховский, Адам Пежик и другие. Один из самых выдающихся актеров современной Польши Ян Энглерт играет поляка-танкиста из армии Катукова. А Станислав Яськевич — Франклина Д. Рузвельта.
Выход на экран
К 1968 году первый фильм эпопеи, «Огненная дуга», был завершён. Сначала его просмотрел Штеменко. Вопреки ожиданиям Озерова, генерал обе ленты воспринял, в целом, неплохо. Сделал всего два замечания. Первое касалось эпизода, где лейтенант Васильев развлекается с девушкой в танке («это не разрешалось»). А также не очень остался доволен «собой». Собственно, к самому актеру Клену Протасову у него претензий не было. Только к режиссёру. Штеменко обратил внимание Озерова, что в июле 1943 года у него была ещё одна звёздочка на погонах. Да и орденов явно не хватает. На что режиссёр ответил, что все соответствует документам, предоставленным Военным архивом. Значит, в них были именно такие данные. Следующими картину увидели Гречко с Епишевым. Оба сидели недовольные и мрачные. Так молча и уехали. После этого картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Озеров переделывал её четыре раза.
К лету 1969 года режиссёр закончил также и второй фильм («Прорыв»), так что обе ленты вышли в прокат одновременно и демонстрировались на одном сеансе. В конце 1970 — начале 1971 года вышел третий фильм эпопеи — «Направление главного удара» (в двух частях). А в конце 1971 года — два заключительных фильма. «Битва за Берлин» и «Последний штурм». В 2002 году лента была полностью отреставрирована на киностудии «Мосфильм».
Фильм первый — «Огненная дуга», 1969 год
Картина рассказывает о Курском сражении июля 1943 года. Съёмки проводились в окрестностях Переславля-Залесского. Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено. Хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что места былых сражений содержали в себе огромное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли сдетонировать в любой момент при проведении пиротехнических эффектов.
Фильм второй — «Прорыв», 1969 год
Освобождение Орла и Белгорода. Оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на левом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев — Цветаева и Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Бадольо. По приказу Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Германские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией
Фильм третий — «Направление главного удара», 1969 год
Рассказ о решающих и драматических событиях 1944 года, о Белорусской наступательной операции («Багратион») и полном освобождении территории СССР. В начале июня союзники высаживаются в Нормандии. Несмотря на то, что немецкий агент «Цицерон» сумел выкрасть документы об открытии Второго фронта, немцам не удаётся предотвратить высадку. Неудачи на фронтах порождают заговор генералитета с целью убийства Гитлера и заключения сепаратного мира с западными союзниками. Покушение 20 июля не удаётся. Заговор раскрыт, и мятеж подавлен. Военные съёмки велись там же, где и два предыдущих фильма — на специально выделенной территории около Переславля-Залесского.
Фильм четвертый — «Битва за Берлин», 1971 год
Главное сражение на подступах к германской столице, штурм Зееловских высот. Ялтинская конференция. По указанию Гитлера Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн, на переговоры с Алленом Даллесом
Фильм пятый — «Последний штурм», 1971 год
Последний фильм эпопеи. Его просмотрело больше всего зрителей, так как в течение многих лет он демонстрировался по ЦТ каждый день Победы 9 мая. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в столице ГДР.
Сюда прибыл целый съёмочный эшелон. Как раз в это время начиналась реконструкция одного из центральных районов. Все старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания, поэтому его легко отдали под съёмки. Здесь можно было взрывать и ломать без всяких ограничений. Штурм Рейхстага снимался по частям. В Берлине нашли полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого очень напоминали Рейхстаг. Бои внутри здания сняли, естественно, на Мосфильме. А перестрелку наверху — также в берлинском Доме техники.
Особое место в картине занимает эпизод с затоплением метро (Гитлер приказал открыть шлюзы и спустить воды Шпрее в метро, чтобы не допустить прохода по нему советских войск). Эти съёмки прошли под Москвой. На одном из шлюзов Москва-реки построили декорацию берлинской подземки, куда привезли настоящие немецкие вагоны. Затопление «метро» происходило в результате открытия шлюза.
www.kinoexpert.ru
www.kino-teatr.ru
Мишенные установки "Т-Медиа" Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 Мишенный модуль "Призма" Установка мишенная УМ-2Э "Противник" Мишенный модуль "Биатлон"