Михаил Ильич Кошкин | |
Родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии, ныне Переславского района Ярославской области.
С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве. Участвовал в Гражданской войне: c 1918 по 1919 год - рядовой Красной Армии, с 1919 по 1920 год - политработник. После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год - зав. агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год - зав. Губсовпартшколой, в 1928 году - зам. заведующего, с июля 1928 по август 1929 года - заведующий агитационно-пропагандистского отдела Губкома ВКП(б).
В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова зачислен в Ленинградский Политехнический Институт, где учился по 1934 год. После его окончания 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании нового танка Т-46-5 получил орден Красной Звезды.
С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.
Первый проект, созданный под его руководством, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (бывший ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.
По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около 40-ка выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.
Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М),А-20, Т-34 обр 1940 г. с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34. |
Конструкторским бюро под руководством А.Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей[4]. Вклад А.Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.
Конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничного. Они несколько отличаются от бортов танка БТ-ИС Н. Ф. Цыганова.
По результатам первых испытаний принято решение изготовить два танка с усиленной бронёй. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется из Харькова в Москву с двумя танками А-20 и А-32 «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. Тем не менее испытания в Подмосковье завершаются успехом. Но сам Кошкин заплатил за этот демонстрационный успех большую цену: простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, и в сентябре 1940 года Михаила Ильича не стало.
Еще статьи о М. Кошкине:
http://www.konkurs.senat.org/article/130.html
Мишенные установки "Т-Медиа" | ||||
Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 | Мишенный модуль "Призма" | Установка мишенная УМ-2Э "Противник" | Мишенный модуль "Биатлон" | |