Федеральный закон "О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации"

   
Народы нашей страны внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавление человечества от фашистского порабощения и геноцида. На протяжении 50 лет после окончания Великой Отечественной войны они боролись с попытками фашистского реванша, защищали идеалы свободы, демократии, гуманизма. Россия руководствуется пактами и соглашениями международного сообщества народов, направленными на искоренение фашизма и недопущение его возрождения. Последовательную антифашистскую направленность имеет Конституция Российской Федерации и Федеральные законы, провозглашающие защиту прав человека и гражданских свобод, национального и религиозного равноправия, демократических институтов.

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон имеет своей задачей создание правового механизма предупреждения и пресечения пропаганды и иных способов распространения фашистской идеологии.
Настоящий Федеральный закон опирается на основополагающие положения Конституции Российской Федерации и международные пакты о правах человека.

Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе
Под фашизмом в настоящем Законе понимаются идеология и практика господства одних наций и рас и подавления других, выражающиеся в посягательствах на права и свободы граждан, культе жестокости и насилия.
Под пропагандой фашизма подразумевается публичное оправдание и распространение идеологии и практики фашизма средствами массовой информации, а также путем проведения публичных шествий, пикетирований, собраний, митингов, публичного использования фашистской символики и атрибутики, печатных, изобразительных, видео- и аудиоматериалов, прославляющих фашизм.

Статья 3. Пределы действия настоящего Федерального закона
Не могут быть объектом запрещения личные взгляды человека. Запрещение пропаганды фашизма не должно ограничивать права граждан на свободу мысли и слова, печати, уличных шествий и иных публичных мероприятий, объединение в общественные организации.

Настоящий закон не распространяется на научное, литературное, художественное и иное творчество, если оно направлено не на оправдание или распространение фашизма, а на его изучение и объективное освещение.

Общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, а также граждане Российской Федерации вправе использовать информацию фашистского происхождения, если она не предназначена к массовому распространению и не будет вследствие этого способствовать пропаганде фашизма.

Статья 4. Общие принципы
Публичные действия по пропаганде фашизма, которые обладают всеми признаками, предусмотренными в статье 2 настоящего закона, на территории Российской Федерации запрещаются.
Распространение в публичных местах материалов, реабилитирующих фашистских главарей, снимающих с них ответственность за геноцид и другие преступления против мира, человечества и человечности, запрещается.
За необоснованное объявление публичного действия пропагандой фашизма должностные лица несут материальную или дисциплинарную ответственность, а граждане или юридические лица, неправомерно обвиненные в фашизме, получают денежную компенсацию за причиненный им моральный и материальный ущерб в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Государственные органы, противодействующие пропаганде фашизма
Противодействовать пропаганде фашизма обязаны все государственные органы.
Непосредственное противодействие пропаганде фашизма осуществляют в пределах компетенции:
а) органы внутренних дел, когда она осуществляется на территории, входящей в сферу их деятельности;
б) органы прокуратуры, когда она связана с особо тяжкими преступлениями или осуществляется в масштабах всей страны;
в) органы юстиции, когда она связана с возможным приостановлением или запретом деятельности (ликвидации) общественных объединений, зарегистрированных в установленном Законом порядке;
г) суды, когда решаются спорные вопросы или пересматриваются решения, принятые другими органами;
д) органы безопасности, таможни и пограничных войск, когда возникает вред от проникновения пропаганды фашизма из-за рубежа.

Статья 6. Противодействие граждан пропаганде фашизма
Граждане Российской Федерации и их объединения противодействуют законными способами пропаганде фашизма. Эти способы включают в себя убеждение и предупреждение руководителей организаций и лиц, занимающихся пропагандой фашизма, формирование общественного мнения, организацию шествий, демонстраций, митингов, бойкотов и пикетирований, обращение в государственные органы, указанные в статье 5 настоящего Закона, а также в иные органы государственной власти.
Противодействие пропаганде фашизма является гражданским долгом и может поощряться государством.
Использование насильственных и других противоречащих законодательству мер противодействия пропаганде фашизма не допускается.

Статья 7. Порядок предупреждения пропаганды фашизма
После обнаружения в действиях членов общественных объединений и иных граждан признаков пропаганды фашизма, подпадающих под статью 2 настоящего Закона, органы внутренних дел выносят официальное предупреждение руководящему органу общественного объединения и(или) гражданам, занимающимся пропагандой фашизма. Предупреждение оформляется в виде письменного протокола, экземпляр которого вручается под расписку представителю общественного объединения и(или) гражданам, занимающимся пропагандой фашизма.
Если они не выполнят требования, содержащегося в предупреждении в установленные в протоколе сроки, то орган, вынесший предупреждение, ставит перед судом вопрос о привлечении их к ответственности за пропаганду фашизма.
Предупреждение может быть обжаловано непосредственно в суд, либо вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу.

Статья 8. Ответственность за пропаганду фашизма
Решение о привлечении к ответственности за пропаганду фашизма принимается судом на основании материалов, представляемых органами, перечисленными в статье 5 настоящего Закона.
Пропаганда фашизма наказывается конфискацией предметов, которые могут быть признаны средствами пропаганды фашизма, или наложением денежного штрафа в размере от 50 до 100 минимальных зарплат, административным арестом лиц, виновных в пропаганде фашизма на срок до 15 суток.
Деятельность общественных объединений или средств массовой информации, ведущих пропаганду фашизма, подлежит приостановлению и запрещению в порядке, предусмотренном законодательством соответственно об общественных объединениях или о средствах массовой информации.

Статья 9. Государственная поддержка антифашистской деятельности
Государство сотрудничает с общественными объединениями, которые противодействуют пропаганде фашизма, оказывает им помощь и поддержку, не вмешиваясь в их внутренние дела.
22 июня объявляется ежегодным общероссийским днем поминовения жертв фашизма.

Статья 10.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин

 


Кодекс об административных правонарушениях

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

2. Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.


Комментарий к статье 20.3 коап

КонсультантПлюс: примечание.
Закон г. Москвы от 15.01.1997 N 1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 18.09.2002 N 43 "О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

1. Согласно Закону г. Москвы "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" от 15 января 1997 г. N 1 (в ред. Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 55):

под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., - а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую);
под изготовлением нацистской символики понимаются создание, тиражирование предметов, изображающих соответствующие знаки (символы), или материалов, содержащих их: плакатов, листовок, печатной, фото-, кино- и видеопродукции и т.д.;
под распространением нацистской символики понимается передача вышеуказанных предметов или материалов другим лицам путем продажи или бесплатной раздачи;
под демонстрацией нацистской символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным;
под ношением нацистской символики понимается наличие символики и атрибутики, напоминающей нацистскую (фашистскую), на одежде в виде нашивок, повязок, значков, других элементов, а также ношение иных предметов с ее изображением (часы, браслеты и т.д.).

КонсультантПлюс: примечание.
Закон г. Москвы от 15.01.1997 N 1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 18.09.2002 N 43 "О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

По смыслу ст. 3 указанного Закона г. Москвы не рассматривается в качестве противоправного действия воспроизведение нацистской (фашистской) символики в рамках художественных или научных фильмов и публикаций, осуждающих фашизм либо излагающих исторические события, а также отображающих культовые обряды, традиции с использованием знаков национальной геральдической символики России и других стран, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской (фашистской).

2. Согласно п. 2 - 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий представляют собой разновидность экстремистской деятельности (экстремизма).
Понятие "фашизм" законодательно не определено; в научной литературе под фашизмом, как правило, понимается политическое течение, базирующееся на государственной идеологии сильной личности, вождизма, расового превосходства.

Государство, опирающееся на идеологию фашизма (ит. fascismo), было создано в Италии в 1923 г. и просуществовало до 27 апреля 1945 г. (после официальной капитуляции Италии 3 сентября 1943 г. преемником фашистской государственности являлась Итальянская Социалистическая Республика (Repubblica Sociale Italiana, RSI), провозглашенная 18 сентября 1943 г.). По смыслу комментируемой статьи под фашистской атрибутикой или символикой понимается также атрибутика и символика нацистской Германии 1933 - 1945 гг. При этом необходимо учитывать объективные идеологические различия доктрин итальянского фашизма и национал-социализма, исключающие отождествление понятий "фашизм" и "национал-социализм" в их юридическом истолковании.

Под нацистской (фашистской) атрибутикой по смыслу данной статьи понимаются сущностные отличительные признаки, свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству.
Под нацистской (фашистской) символикой в комментируемой статье понимается совокупность фашистских символов, среди них государственная символика: государственный флаг и государственный гимн фашистской Италии и нацистской Германии, военная символика войск СС, прежде всего знаки воинского различия подразделений СС, как правило укомплектованных членами Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), добровольцами - адептами идеологии национал-социализма.

К нацистской (фашистской) символике относятся:
- эмблема НСДАП, знамя (флаги, штандарты), бланк, плакаты, листовки НСДАП и сопутствующая символика (френчи, фуражки, нарукавные знаки, пряжки, другие детали экипировки руководителей НСДАП), эмблема и штандарты СА (Sturmabteilung, SA) - штурмовых отрядов, военизированных подразделений НСДАП;
- эмблема, флаги, штандарты и другая символика фашистской организации бывших ветеранов национальной войны - "Союз ветеранов" (Fasci di Combattimento), Национальной фашистской партии Италии (Partito Nazionale Fascista), Фашистской республиканской партии Италии (Partito Fascista Republicano);
- символика СС (Schutzstaffeln, SS) (нарукавные знаки, эмблемы и т.п.), охранных военизированных подразделений НСДАП, в том числе символика воинских подразделений СС, непосредственно участвовавших в боевых действиях (фуражки, полевые кепи, нарукавные нашивки, петлицы, кинжалы, прочие детали униформы), а также символика структурных подразделений СС, например знаки отличия службы безопасности СД (Sicherheitsdienst, SD);
- символика гестапо (Geheime Staatspolizei, Gestapo) - тайной государственной полиции (эмблема, жетоны сотрудников гестапо и т.п.).

Принадлежность символики рейхсвера, вермахта (наименование вооруженных сил Германии соответственно в 1933 - 1934, 1935 - 1945 гг.), родов вооруженных сил - ВВС, ВМС, сухопутных войск, органов оперативного управления ВС Германии - главного командования вооруженных сил (Oberkommando der Wehrmacht, OKW); главного командования сухопутных войск (Oberkommando der Heeres, OKH); генерального штаба, штаба оперативного руководства военно-воздушных сил (Oberkommando der Luftwaffe, OKL); штаба военно-морских сил (Oberkommando der Kriegsmarine, OKM); знаков отличия резервистов, ветеранов и полувоенных организаций (Ассоциации ветеранов Первой мировой войны (Kuffhauserbund), Национал-социалистического немецкого союза фронтовиков (Первой мировой войны, NSDFB), вспомогательной сельской полиции (Landwacht), муниципальной полиции (Gemeindepolizei), охранной полиции (Schutzpolitzei), пожарной охраны (полиции, Feuerschutzpolizei), тайной полевой полиции (Geheime Feldpolizei) - нарукавных повязок, кокард, значков, нашейных блях и т.п., а также символики Гитлерюгенда (Hitlerjugend) - молодежной организации, действовавшей под контролем НСДАП, нагрудные (квалификационные) знаки, удостоверяющие принадлежность к Гитлерюгенду, эмблемы, нарукавные нашивки (повязки), ножи членов Гитлерюгенда и т.п., к фашистской символике, во всяком случае, оспорима: в соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге к преступным организациям были отнесены руководящий состав НСДАП, СС, СД и гестапо.

Применительно к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" эмблема политической партии рассматривается в качестве одного из ее символов.
Распространение или пропаганда атрибутов или символов, отождествляемых с нацизмом (фашизмом), в электронных, печатных СМИ либо в иных формах с целью расширения их воздействия на различные слои населения квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо МПТР России, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения.
Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном указанным Федеральным законом порядке.

КонсультантПлюс: примечание.
Закон г. Москвы от 15.01.1997 N 1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 18.09.2002 N 43 "О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При истолковании данной статьи КоАП следует учитывать различные варианты перевода названия нацистской партии Германии (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei) применительно к данному Федеральному закону и Закону г. Москвы "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" (см. дефиницию нацистской символики в п. 2 данного комментария). При этом Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", в отличие от Закона г. Москвы, базируется на традиционном варианте перевода, введенном в обиход советской научной литературой (ср., например, с современным вариантом перевода НСДАП: Раевский М.В. Немецко-русский словарь сокращений. М., 2000. С. 192).
3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).


 

   
Т-Медиа
Вернуться к списку законов На главную страницу
Линия