Музыка и Армия | ||
Н.П. Грюнберг: История русской армии в военной музыке
(Военно-исторический журнал № 9 за 2007 год)
Становление военной музыки в России связано с организацией регулярной армии Петром I. При нем появились и военные музыканты. К началу ХIХ века военные оркестры или, как тогда говорили, «музыкальные хоры», имелись во всех полках русской армии. Музыкантами подавались многие воинские команды, без них не обходился ни один воинский ритуал. Для этих целей в пехотных полках были барабанщики — по 12 человек в батальоне. В отборных частях пехоты — у гренадеров — были также флейтщики. В кавалерийских полках сигналы подавали трубачи — по 3 трубача в эскадроне. Комплектовались музыканты из кантонистов — солдатских детей — и воспитанников военно-сиротских заведений.
Увлечение военной музыкой особенно распространилось после возвращения русской армии из Заграничных походов 1813—1815 годов. В это время у каждого из 26 батальонов гвардейских полков появился собственный марш, под звуки которого они проходили на смотрах церемониальным маршем. В 20-е годы XIX века сложились и многие солдатские песни, посвященные эпохе Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то что большинство полковых маршей появилось позднее 1812 года, они остались своего рода визитной карточкой для боевых частей, прославленных героическим участием в памятных исторических событиях 1812—1814 гг. Само появление полковых маршей неразрывно связано со славной боевой историей полков русской армии. Они были призваны отразить в звуках их воинскую славу и доблесть, даже если в качестве исходного музыкального материала заимствовались мелодии из французских и итальянских опер (как тема увертюры к опере «Норма» В. Беллини в марше лейб-гвардии Уланского полка). Уникальны записи солдатских песен в исполнении самих солдат-песенников. Песенники были в каждом полку, батальоне, эскадроне русской армии XIX века.
Солдатская песня сопровождала «тружеников войны» и в походах, и в часы отдыха, помогала превозмочь все тяготы невыносимого порой солдатского труда, поднимала настроение. Репертуар песенников составляли и общенародные песни, и специальный солдатский, воинский фольклор, накопленный за весь двухсотлетний путь служения армии Отечеству. Солдат-песенников отличала и особая манера произнесения музыкального и поэтического текстов, им были присущи и собственные «редакции» известных песен. Этот навсегда ушедший вид военного творчества сохранен только в немногих образцах на граммофонных пластинках.
Военная тематика на граммофонных пластинках появляется с самого начала русской грамзаписи. Уже в первом сеансе записей на граммофонные пластинки, состоявшемся в марте 1899 года в Лондоне, в студии Berliner’s Gramophone Company, записывалась грампластинка номер 11 036 (первая нумерация велась в группе «русских» записей от 11 000). На этой пластинке некую композицию, названную «Уланы», исполняет прибывший в Лондон специально для записи ансамбль под названием «Хор Медведевой». А в России первый сеанс записей на граммофонные пластинки в апреле 1899 года осуществили сотрудники единственной тогда в Европе Berliner’s Gramophone Company на средства петербургских энтузиастов и коммерсантов при участии лучших русских военных оркестров лейб-гвардии Преображенского и Финляндского полков. Следует отметить, что акустическая запись тех лет достаточно хорошо передавала звучание духовых инструментов, и пластинки с записями военных оркестров (популярная, танцевальная и военная музыка) получили большое распространение в первые годы XX века.
За первое десятилетие ХХ века было записано несколько десятков полковых маршей. Записывались также учебные, строевые, церемониальные и бытовые военные сюжеты. А к празднованию столетия Отечественной войны 1812 года кроме переиздания ранее выходивших пластинок были организованы и юбилейные записи. Помимо ведущего граммофонного производства в России — Gramophone Company, включавшего с конца 1903 года и марку Zоnophone, юбилейные пластинки выпускались и другими фирмами — «Русским акционерным обществом граммофонов» (РАОГ), «Сирена-Рекорд», «Метрополь-Рекорд», а также иными, более мелкими производителями. В записях военной музыки, песен, романсов и произведений, написанных к столетнему юбилею, принимали участие многие видные исполнители того времени. Среди них — военные капельмейстеры, артисты Императорской Мариинской оперы в Петербурге Александр Брагин, Лев Сибиряков, Евгений Виттинг, Александр Белянин, артист оперной труппы Народного дома в Петербурге Сергей Левик, солдатские хоры, московский хор И.И. Юхова, хор храма Христа Спасителя, знаменитые московские протодиаконы — обладатели феноменальных голосов Константин Розов и Александр Здиховский, а также популярные певцы Ю. Морфесси, В. Сабинин и многие другие. Репертуарный диапазон юбилейных записей был необычайно широк. Кроме военной музыки были записаны солдатские песни, романсы, хоры, военные сигналы русской и французской армий, даже любимая песня Наполеона «Разлука».
К сожалению, и более ранние записи, и юбилейные записи 1912 года не стали в последующее время объектом целенаправленного собирания и изучения. В большинстве они безвозвратно утрачены, сохранились лишь отдельные уникальные образцы. Даже о самом наличии подобных записей ныне имеется лишь приблизительное представление. Это обусловлено и недостатком информации в сохранившихся изданиях каталожного типа, включая рекламу в печати. При этом следует учесть, что известны в основном лишь записи лидера российской аудиоиндустрии и российского рынка аудиозаписей — русского отделения Gramophone Company. Но и множество других предприятий грамзаписи, действовавших на русском рынке после утраты компанией Gramophone в 1903 году монополии, также записывали военные оркестры, военную музыку, производили граммофонные пластинки к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Это относится прежде всего к русскому отделению французской компании Pathe Freres (братья Пате), совмещавшей кинематографическое дело с патефонным аудиопроизводством. Еще в первое десятилетие ХХ века на диски Пате была записана целая серия фонограмм военной тематики, включавшая строевые, учебные и боевые сигналы, церемониальные сюжеты, марши родов войск.
Большинство подобных фонограмм следует отнести к числу редких хранителей исторических военных традиций. Отдельные сюжеты имели уже тогда более чем столетнюю давность. Это относится ко многим строевым, походным и учебным сигналам. Наглядный пример, как бывает нередко, «лежит на поверхности». Это самый известный, «главный» русский военный марш — его музыка популярна и исполняется до сих пор — марш Преображенского полка, он же марш Петра Великого. Он весьма стар, его авторство утрачено. Под эти звуки русская гвардия торжественным маршем вступила в Париж 19(31) марта 1814 года, неся мир Европе, измученной двадцатилетием революционных и Наполеоновских войн, завоевав для России — по словам одного из участников триумфального шествия — самый достойный мир. Как ни странно, несовершенная, не знавшая микрофона ранняя звукозапись сохранила как раз традиционное настроение и традиционные, восходящие к моральным и идейным образцам 1812 года, качества кадровой русской армии, которая жила и была в известной мере жива, по пушкинскому слову, «вечной памятью двенадцатого года». Эти качества проявлялись ею и в последующие, гибельные годы Первой мировой войны, несмотря на все противодействовавшие этому общественные, административные и политические обстоятельства.
По материалам сайта www.kremlin-military-tattoo.ru
На страницу "Фонотека сайта" | На главную страницу | |
Мишенные установки "Т-Медиа" | ||||
Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 | Мишенный модуль "Призма" | Установка мишенная УМ-2Э "Противник" | Мишенный модуль "Биатлон" | |