Из истории российских военных оркестров
Главная
   

Музыкальные инструментыУпотребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: "и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены". У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов. В XIV в. уже известны набаты, т. е. барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма. На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII стол. При Людовике XIV оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. Все эти инструменты делились на три группы, редко соединявшиеся вместе:
дудки и барабаны,Военный духовой оркестр
трубы и литавры,
гобои и фаготы.

В XVIII веке вводится в военный оркестр кларнет, и военная музыка получает мелодическое значение. До начала XIX ст. военные оркестры как во Франции, так и в Германии заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, т. е. большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть еще об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию. Петр Великий заботился об улучшении военной музыки; из Германии выписаны были знающие люди для обучения солдат, игравших от 11-ти до 12 часов дня на адмиралтейской башне. В царствование Анны Иоанновны и позднее на оперных придворных спектаклях оркестр усиливался лучшими музыкантами из гвардейских полков. В настоящее время наш военный оркестр достиг такого совершенства, что является возможным давать ежегодно концерт-монстр в пользу инвалидов, в котором несколько сотен музыкантов стройно исполняют весьма сложные пьесы. Наши полковые оркестры состоят из духовых деревянных, духовых медных и ударных инструментов или же только из духовых медных (роговая музыка; см. Валторна). К военной музыке следует отнести тоже хоры полковых песенников. См. Кастнера, "Manuel de musique militaire", "Труды первого археологического съезда" и общие сочинения по истории музыки.

---------------------------------
30.09.1857 г. было предписано «хорам музыкантов во всех полках и отдельных батальонах, - где таковые штатами положены, в строю, для отдания чести начальнику при его встрече, согласно § 420-му Устава о Батальонном Учении (Отдел II-й, издания 1857 года), играть всегда один какой-либо марш, и потому, где доселе не имелось ещё постоянных полковых или батальонных маршей, там избрать таковые, с тем, чтобы в частях одной и той же дивизии не было для сего двух одинаковых маршей».

ПВВ 26.02.1904 № 84:
Государь Император, 10-го февраля сего года, Высочайше повелеть соизволил всем войсковым частям, у которых нет Высочайше утверждённых или узаконенных письменными распоряжениями подлежащего начальства или же издавна исполняемых полковых маршей:
1) Произвести изыскания о своих полковых маршах путём сношений с частями, из которых они сформированы или с которыми имеют историческую связь.
2) На основании полученных данных избрать для каждой такой части один марш, имеющий за собою наиболее исторических оснований.
3) При отсутствии вышеупомянутых оснований руководствоваться давностью исполнения марша в части.
4) Избранные марши, а равно и основания для этого выбора, представить на утверждение командиров корпусов и лиц, равных им по власти.
5) К 1-му января 1905 года во всех частях, приказами по корпусам, утвердить встречные полковые марши и впредь не заменять их другими.
и 6) При сформировании новых частей полковые марши утверждать вышеуказанным порядком.
Объявляю о сём по военному ведомству для исполнения в дополнение к пунк. 4-му приказа военного министра 1857 г. за № 237, в копии при сём объявляемому.
Подписал: временно управляющий военным министерством, генерал-адъютант Сахаров.

По материалам сайта www.marsches.zbord.ru

 

    Logotype
На страницу "Фонотека сайта" На главную страницу
Линия
     
Мишенные установки "Т-Медиа"
 
Стойка СМПУ-3 Модуль "Призма" Установка мишенная "Противник" Модуль "Биатлон"  
Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 Мишенный модуль "Призма" Установка мишенная УМ-2Э "Противник" Мишенный модуль "Биатлон"  
Линейка